Милка Близнакова. Советское
жилищное строительство в годы эксперимента: 1918–1933 годы
Жилищная
политика в советской России в 20-е гг.: заимствование идей и технологий из
разных источников (США, Англия, Франция, анархисты, дореволюционные модели) и
провалившиеся попытки их реализации.
Жилищное строительство в эпоху
нэпа. Город-сад и дом-сад.
Эбенезер
Говард «Города будущего». Рабочие поселки по образцу английских домов-садов.
Стремление вынести все вспомогательные помещения (кухня, столовая) в отдельное
публичное пространство плюс дополнить его удобствами для освобождения женщины
(детские сады, ясли, общая ванная, прачечная).
Попытки
(еще дореволюционные) строить фаланстеры по образцу Фурье. Однако бурный рост
домов-коммун после революции – всего лишь формальность. Стремление перенести
принципы общежития на городское планирование.
Жилищное строительство для
культурной революции: новые типы домов с учетом новых семейных ценностей
Изначально
продолжение предыдущих тенденций. Уменьшение приватного пространство за счет
расширения общественного (в проектах новых архитекторов). Однако с началом
индустриализации возникает крен в сторону типизации проектов.
Студенческие
общежития и коммуны как экспериментальное поле для новых форм общественной
жизни. Стремление полностью уничтожить частное пространство как причину
семейного насилия.
Города будущего: города-коммуны
Дебаты
по поводу социального переустройства городского пространства. Различные взгляды
на совмещение города и сельской местности (деурбанизация, агрогорода), идеи
мобильных городов.
Проблема жилья в провинции
Иваново
как один из пионеров нового социалистического строительства, поиски новых форм
в Закавказье и Средней Азии. Роль иностранных специалистов в разработке новых
форм социалистического строительства.
Стивен Коткин. Жилище и
субъективный характер его распределения в сталинскую эпоху.
Жилплощадь
как инструмент перехода от индивидуальной к коллективной (коммунальной) модели.
Государство взяло на себя роль контроля над распределение жилья и в результате
жилищный вопрос стал центром отношений между обществом и государством и тем
материалом, на котором вырисовывалась структура повседневной жизни. Практика
«поощрительного» распределения жилплощади. Использование личных связей;
конкуренция между организациями за право распределять жилье.
Влияние
жилищного вопроса на все сферы жизни, в том числе брачные отношения (Булгаков).
Несовпадение теории (коллективное жилье, где деятельность по
стирке/уборке/готовке еды вынесена в специализированные места) с реальностью
(отсутствие таких мест).
Борьба
с частным жильем (глинобитными поселками) и в то же время появление частного
жилищного строительства в качестве поощрения. Изменения в жилищной политике,
связанные с пропагандой семьи (начиная с 1936 г.). Использование жилплощади и
коммунального проживания для контроля над жителями.
Блэр А. Рубл. От «хрущоб» к
коробкам.
Процесс
восстановления (?) «ценностей домашнего очага, домашнего уюта, жилищного
пространства, семейной, частной жизни, личных привязанностей и вкусов… Семья и
личность пытались взять реванш». Рассматривает жилищную программу Хрущева как
инструмент в партийной борьбе за власть.
Крупнопанельное
строительство как стремление решить жилищный вопрос «промышленными» темпами. Стандартизация
строительства. Подчеркивает постоянно недовольство советских граждан
жильем—продуктивный ли подход (оценка вместо описания)? «Жизнь в коммуналках в
известном смысле отвечала стремлению русских к уюту и домовитости (!!!!)»
(147).
Изменение
«мебельной политики». Но автор жжет «семьи, переезжавшие из коммуналок, к
своему ужасу обнаруживали, что их горячо любимые фамильные вещи выглядят в
новых квартирах совершенно неуместно» (там же).
Идея
микрорайона: квартира не самоцель, а часть системы, которая приводит к
установлению контакта жильцов с городской средой.
Возврат
социологии и демографических исследований—осознание того, что
среднестатистическая советская семья уменьшается в размерах.
Эстетические
претензии к крупнопанельному домостроению.
Александр Высоковский.
Уют-не-герой.
Распад
домашнего очага после 1917 г. Пафос: «Сегодня, после 70 лет жизни "в
рукомойнике", домашний очаг, уют деградировали окончательно, правда, не
больше (но и не меньше), чем другие стороны общественной и частной жизни в
СССР». Идея «псевдохозяина». Дефицит как культурообразующий принцип советской
жилищной культуры (сознания, практики и пр.).
Любопытно,
что на 1991 г. (год написания статьи) приводит данные о том, что 80% жителей
Твери (как пример) неудовлетворены своими жилищными условиями. Советская
квартира как воспроизводство хаоса, а не космоса.
Вот
любопытный момент:
«Эстетизацию
окружения, в том числе интерьера квартиры, следует признать одним из наиболее
сложных и "высоких" способов создания уютного дома. Однако
дефицитарное сознание и здесь подбрасывает неожиданные парадоксы. Оказывается,
что в массовых стереотипах "художественным потенциалом" обладают
стандартные (массового производства), но дефицитные вещи. Это – сложная
импортная техника (видео- и аудиомагнитофоны, приемники, проигрыватели),
бутылки из-под виски, коробки из-под сигарет и многое другое. Все это вещи
абсолютно утилитарные, тиражируемые. Однако зачастую они вообще не используются
по прямому назначению (приемник не слушают, сигареты не курят, а
коллекционируют). Из-за достаточно высокой дизайнерской декоративности и
престижности они используются в иных целях, включены в другой смысловой
контекст. Яркие и причудливые, несущие аромат далеких стран, эти вещи выступают
в чужих ролях: скульптур, картин, декоративных поделок. И служат они для того
же, для чего существует и высокое искусство: для удовлетворения чувства
прекрасного, для "переворачивания" повседневности, внесения в нее
неожиданных впечатлений. Как правило, они выставляются напоказ на видном месте
в публичной части жилища и служат знаком принадлежности к престижной социальной
группе» (169).
N.B!
169:
«Главный путь к индивидуализации стандартной квартиры с обезличенной массовой
мебелью и оборудованием лежит через рукотворность среды… Речь идет буквально
обо всем, включая технические элементы оборудования... Многообразие самоделок в
типовых квартирах и домах буквально поражает воображение».
170:
«Созданное в Стране Советов беспрецедентное по масштабам отчужденности,
обезличенности и… желанности жилье по своей сути глубоко дегуманизировано.
Обживание такого окружения – жизненный подвиг».
Дача
как среда выживания уюта. Рассматривает стремление обзаводиться дачей как
эстетическую, а не рациональную категорию.
No comments:
Post a Comment