Ольга Бредникова, Ольга Ткач. Дом для
номады // Laboratorium. 2010. № 3: 72–95
Вопрос: что
такое Дом мигранта, что он означает, какими смыслами и социальными значениями
наделяется?
Современные мигранты
«живут одновременно в нескольких местах и включены более чем в одно (со-)общество».
Для современной России – изменение гендерной структуры миграции (увеличивается
доля женщин) + новые профессиональные ниши.
«Для женщин из
постсоветских государств мобильность, миграция оказывается радикальным опытом
независимости, в определенном смысле стихийным феминистским проектом. В их
биографических нарративах и в разговорах об опыте миграции постоянно звучат
мотивы освобождения – будь это свобода от тирании в семье, финансовая свобода
или свобода самостоятельно принимать решения» (74).
«дом является
материальным отражением идентичностей и ценностей населяющих его людей, что его
расположение и внутреннее устройство воплощают и в то же время структурируют
социальные отношения домочадцев (Бурдье 2001; Bloch 1971; Lévi-Strauss 1983;
см. также Marcus 1995; Cieraad 1999)».
В современных
исследовательских практиках «переезд перестал означать потерю дома, напротив,
дом, как пишет Карен Олвиг, конструируется именно в процессе перемещения (Olwig
1998: 225–236)».
В доме мигрантов
«практически нельзя встретить случайные предметы или «безделушки», которые могут
накапливаться годами и сообщать что-либо о личности хозяев. Это безликое
пространство, на первый взгляд, кажется безличностным, однако, так же как и у
айеровского «транзитного пассажира», «личность», скорее, сосредоточена или
выражена в безликости, она проявляется иначе, но не через домашнее пространство
или паспорт (Айер 1998)».
«на работе
женщины проводят бóльшую часть своей жизни. Оттого рабочее место для мигранток
становится «точкой отсчета» в пространстве города, вокруг которой выстраивается
и структурируется все остальное пространство. Отсюда начинается город, отсюда
информантки осваивают и обживают незнакомую ранее территорию».
«В нарративах о
первоначальном месте проживания через сравнение «вчера» и «сегодня» происходит
дистанцирование, разрыв с отправляющим сообществом, и устанавливается более тесная
связь с сообществом принимающим. Как бы сложно не было в Петербурге,
возвращение домой переживается нашими информантками в первую очередь как
проигрыш».
«Дом мигранток
не укоренен, он мобилен и подвижен, как и они сами. Их Дом делокализован, он
повсюду и нигде конкретно». – Ну хорошо, а они спрашивали про идеал Дома, про
Дом, который является частью их представлений о нормальном будущем? Они
конструируют из своих респондентов «постмодернистских номадических субъектов» -
они ими являются в какой-то степени, но насколько эта постмодернистская
субъективность является эссенциальной, а не стратегической?
No comments:
Post a Comment