Калинин
И. Вернуть: вещи, платье, мебель, жену и страх войны. Виктор Шкловский между
новым бытом и теорией остранения // Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband
62. Nähe Schaffen, Abstand Halten. Zur Geschichte der Intimität in der
Russischen Kultur. Wien-München, 2005.
Повседневная реальность когнитивно неопределена и
эмпирически неустойчива, что противоречит ее рутинности. (дейсвительно?) Как
следствие, стремление дерутинизировать повседневность. «В любом случае статус
повседневности балансирует между двумя полюсами: полностью поглотившей человека
ритуализованной тотальностью и некой неполнотой, нуждающейся в удивлении,
обновлении, рационализации и эстетизации».
И кстати представляется не очень удачным объяснение: «Бертольт
Брехт дал блестящий пример такого отношения к окружающим нас вещам: мы
постоянно смотрим на свои наручные часы, чтобы узнать, сколько времени, и эта
регулярность и прагматичность почти исключают исполненный удивления и интереса
взгляд, направленный на сам механизм. Таким образом, мы воспринимаем вещи
функционально, минуя их предметность: мы узнаем время, не видя часов». Но мы же
носим часы не только для того, чтобы узнать время (функционализм), мы носим
часы, потому что в них мы материализуем себя. Хотя без функционализма тоже
никуда.
«В момент рефлексии над повседневностью меняются и ее
очертания. Попытка простого описания повседневности вносит в нее преобразовательный,
конструктивный фактор». Однако вопрос: «Возникает своеобразная апорийная
ситуация: до акта осознания повседневности как бы не существует, но после него
это уже не та же самая повседневность, которую мы пытались схватить в акте
рефлексии» - не путает ли автор описание своей
повседневности и описание чужой повседневности.
Т.е. дальше Калинин пишет про то, что изучая повседневность, мы всегда
отчуждаем ее и «вносим в нее историческое измерение».
Посыл Шкловского к обновлению искусства – это посыл к
возвращению непосредственного переживания мира, в том числе в материальных
объектах. Для преобразования материального мира необходимо не его полное
отрицание (которое может декларироваться), а отрицание устойчивых культурных
значений, приписанных данным вещам – иными словами, отрицание той картины мира,
семантической частью которой являются эти вещи. Шкловский призывает «заново
пережить» материал и вещи, для чего и существует искусство. Для преодоления
этих привычных значений, для срывания вещей с их устойчивых мест в картине
мире, Шкловский предлагает прием «остранения». «Осуществляемое искусством
«остранение» мира, точнее остранение восприятия мира, является болезненной и
травматичной процедурой, операцией фрагментирования мира, переспределения его
границ». Чтобы вещь стала новым «фактом жизни», требуется искусство – оно вырвет
ее из привычного контекста, превратит в «факт искусства» и вернет обратно, тем
самым преобразовав ее значения. «Собственно, пробиться к вещам, обрести
способность их видеть можно, согласно Шкловскому, только пройдя сквозь горнило
остранения». Культура приучила «узнавать» вещи, цель искусства – научить «видеть»
их заново.
С точки зрения Калинина, речь идет «о выведении
повседневности из автоматизированной сферы обыденного». Смысл нового искусства
в том, что «обновляя означающую сторону знаков, они вместе с тем обновляют и
мир вещей». Ну или по крайней мере его восприятие. Для Шкловского это трагедия,
которую призвано разрешить искусство: «Впадая в абсолютный автоматизм,
повседневность ускользает не только из поля интерпретации, но и восприятия,
становясь сферой бессознательных, отсутствующих для сознания, практик. «Так
пропадает, в ничто вменяясь, жизнь. Автоматизация съедает вещи, платье, мебель,
жену, страх войны» . Автоматизированное восприятие разъедает не только вещи, но
и отношения между людьми, и базовые экзистенциальные аффекты… Автоматизация
распредмечивает вещь и овеществляет человека.»
Как следует, задачи искусства: «Искусство же отрицает
не быт, а автоматизацию быта, его материалом становятся не сами вещи, а уже
убившие их автоматизированные восприятия, основанные на принципе узнаваемости
образы. Результатом этого деавтоматизирующего процесса, возвращающего вещи его
материальность , являются новые формы искусства и структурированный ими новый
мир». И дальше: «Искусство дает способность видеть вещи, выведенными из
тавтологического и потому десемантизированного контекста».
На такое восприятие вещи влияет капиталистическая
(рыночная) экономика: ««автоматизированное узнавание» Шкловского или «меновая
стоимость» Маркса суть эффекты исторически детерминированной склонности «видеть
в предмете нечто, помимо него самого», подменившей собой способность «видеть
предмет как таковой»». Т.е. утрата способности «видеть» вещь как таковую
связана со стремлением узнавать и потреблять в ней некие скрытые за ней
значения («булка образца 1914 г.»). Параллели с мифологиями Барта. «Собственно,
«прием остранения вещей» и вскрывает текстуальный, знаковый характер реальности
как таковой, обнажает ее пронизанность различными литературными и культурными
конвенциями, соотносимыми с товарной идеологией рынка».
Шкловский, кстати, говорит о роли тавтологичности
(автоматизации) в отчуждении человека. В
этом плане много общего с теорией общих мест. Как следствие, важность для него революции:
революция срывает старые контексты, показывает автоматизацию прежнего мира, «восстанавливает
и воспитывает чувствительность к быту, к вещественной среде и к повседневным
человеческим практикам». Все это позволяет искать эстетику там, где ее
традиционно не ищут—(пример цирка у Шкловского) или «сыделенные в качестве
критериев художественности приемы «трудности» и «страшности» (Шкловский)
втягивают революционный быт и военную доблесть в область действия эстетической
оценки».
No comments:
Post a Comment