Sunday 5 August 2012

Богданов Констатин. Советское шампанское: праздничная история


Богданов Констатин (University of Constance). Советское шампанское: праздничная история // Антропологический форум. 2012. №16. С. 367–378

 Начинает с рассуждения о функционировании эмоций (в том числе воспоминаний об эмоциях) в языке. «Эмоциональные концепты» «придают [речи] эмоционально мотивируемый и одновременно семантически регламентируемый смысл. Вильям Редди предложил, как известно, на этом основании говорить вообще не об эмоциях, но о «эмотивах», т.е. о выражении эмоций в языке. Это обстоятельство представляется важным, поскольку языковые определения эмоций являются прежде всего дифференцирующими и, соответственно, социально предписывающими понятиями»: ссылка на Reddy
Reddy W.M. Against Constructionism: The Historical Ethnography of Emotions // Current Anthropology. 1997. Vol. 38. P. 327–351.
Reddy W.M. Emotional Liberty: Politics and History in the Anthropology of Emotions // Cultural Anthropology. 1999. Vol. 14. P. 256–288.
Предлагает историю советского шампанского как альтернативный взгляд историческим гранд-нарративам. Сводит постановления о производстве шампанского с «санкционированием» Сталиным советского веселья в 1936 г. («жить стало лучше, жить стало веселей»). «Атрибутом же партийно-гарантированной радости отныне стало «Советское шампанское»» (371). Привязывает «вехи» в истории шампанского к определенным событиям в жизни СССР (например, программа 1961 г.).
«В советской культуре это хотя и праздничный, но, так сказать, принципиально «культурный» напиток, отличающий его потребителей от тех, кто предпочитает ему водку, портвейн и пиво. Важно и то, что коннотации эти идеологически окрашены и как бы уравнены между собою: с каждым глотком шампанского советский человек демонстрировал свою культурность и одновременно подтверждал свою советскость» (376).

No comments:

Post a Comment