Богданов Констатин (University of Constance). Советское
шампанское: праздничная история // Антропологический форум. 2012. №16. С. 367–378
Начинает с рассуждения о функционировании
эмоций (в том числе воспоминаний об эмоциях) в языке. «Эмоциональные концепты» «придают
[речи] эмоционально мотивируемый и одновременно
семантически регламентируемый смысл. Вильям Редди предложил, как известно, на этом
основании говорить вообще не об эмоциях, но о «эмотивах», т.е. о выражении
эмоций в языке. Это обстоятельство представляется важным, поскольку языковые
определения эмоций являются прежде всего дифференцирующими и, соответственно, социально предписывающими понятиями»:
ссылка на Reddy
Reddy W.M. Against
Constructionism: The Historical Ethnography of Emotions // Current
Anthropology. 1997. Vol. 38. P. 327–351.
Reddy W.M. Emotional Liberty:
Politics and History in the Anthropology of Emotions // Cultural Anthropology.
1999. Vol. 14. P. 256–288.
Предлагает
историю советского шампанского как альтернативный взгляд историческим гранд-нарративам.
Сводит постановления о производстве шампанского с «санкционированием» Сталиным
советского веселья в 1936 г. («жить стало лучше, жить стало веселей»). «Атрибутом
же партийно-гарантированной радости отныне стало «Советское шампанское»» (371).
Привязывает «вехи» в истории шампанского к определенным событиям в жизни СССР (например,
программа 1961 г.).
«В
советской культуре это хотя и праздничный, но, так сказать, принципиально
«культурный» напиток, отличающий его потребителей от тех, кто предпочитает ему
водку, портвейн и пиво. Важно и то, что коннотации эти идеологически окрашены и
как бы уравнены между собою: с каждым глотком шампанского советский человек
демонстрировал свою культурность и одновременно подтверждал свою советскость»
(376).
No comments:
Post a Comment